ТЕХНОЛОГИЯ ГНБ

Строительство подземных коммуникаций по технологии горизонтального направленного бурения осуществляется в три этапа.

  1. Бурение пилотной скважины.
  2. Последовательное расширение скважины.
  3. Протягивание трубопровода.

Перед началом работ тщательно изучаются свойства и состав грунта, расположение существующих подземных коммуникаций, оформляются соответствующие разрешительные документы и согласования на производство работ.

1 ЭТАП. БУРЕНИЕ ПИЛОТНОЙ СКВАЖИНЫ

Бурение пилотной скважины — это ответственный этап работы, от которого зависит конечный результат. Бурение осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки со скосом в передней части и встроенным излучателем.

1. Буровая штанга 2. Буровая головка

Буровая головка полым корпусом соединена с гибкой приводной штангой для того, чтобы управлять процессом строительства пилотной скважины и обходить подземные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей нити.

Буровая головка имеет отверстия для подачи специального бурового раствора, который закачивается в скважину и образует суспензию с размельченной породой.

Буровой раствор подаваемый в скважину, обеспечивает:

  • уменьшение трения на буровой головке и штанге;
  • предохранение скважины от обвалов;
  • охлаждение породоразрушающего инструмента;
  • разрушения породы;
  • очищения скважины от обломков породы и выноса их на поверхность.

Контроль над положением буровой головки осуществляется с помощью приемного устройства, локатора, который принимает и обрабатывает сигналы встроенного в корпус буровой головки передатчика.

На мониторе локатора отображается визуальная информация о местоположении, уклоне, азимуте буровой головки.

Одновременно эта информация отображается на дисплее оператора буровой установки. Эти данные являются определяющими для контроля соответствия траектории строящегося трубопровода проектной документации и минимизируют риски излома рабочей нити.

При отклонении буровой головки от проектной траектории оператор останавливает вращение буровых штанг и устанавливает скос буровой головки в нужном положении. Для коррекции траектории бурения осуществляется задавливание буровых штанг без вращения.

Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной проектом точке.

2. ЭТАП. РАСШИРЕНИЕ СКВАЖИНЫ

1. Буровая штанга 2. Расширитель

Расширение скважины осуществляется по завершении пилотного бурения.
Буровая головка отсоединяется от буровых штанг и на ее место устанавливается риммер — расширитель обратного действия.

Приложением тягового усилия с одновременным вращением риммер протягивается через створ скважины в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра.

Для обеспечения беспрепятственного протягивания трубопровода через расширенную скважину ее диаметр должен на 25-30% превышать диаметр трубопровода.

3 ЭТАП. ПРОТЯГИВАНИЕ ТРУБОПРОВОДА

1. Буровая штанга
2. Расширитель
3. Вертлюг
4. Серьга
5. Трубопровод

На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая к протягиванию плеть трубопровода.

К переднему концу плети крепится оголовок с вертлюгом и риммером, воспринимающим тяговое усилие, и в то же время не передающим вращательное движение на трубопровод.

Буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.

После окончания основных технологических этапов, инженерно-технический персонал сдает заказчику исполнительную документацию, на которой указано фактическое положение уложенного трубопровода в различных плоскостях с обязательным указанием «привязок» к ориентирам на местности.